Мы работаем над созданием и развитием эффективной системы дополнительного профессионального образования в Республике Дагестан

Повышение уровня требований к личностно-профессиональным качествам государственных гражданских служащих, их опыту и умениям обусловливает интерес к лучшим практикам в сфере кадровой работы. Достижение актуальных целей и задач, связанных как с реформированием государственной службы, так и с повышением качества государственного управления, предполагает эффективное функционирование системы регулярной и комплексной оценки компетентности и потенциала государственных служащих как стержневого элемента управления персоналом в государственном секторе. На сегодняшний день оценка как метафункция в управлении персоналом проводится недостаточно эффективно, а зачастую является формальным элементом управления кадрами. Фактическое отсутствие единого стандарта сопровождения личностно-профессионального развития государственных гражданских служащих на основе систематической и пролонгированной оценки является одним из главных препятствий на пути повышения уровня профессионализма госслужащих и качества государственного управления.

Решением комиссии по вопросам государственной службы и кадрам было поддержано применение технологии личностно-профессиональной диагностики для оценки кандидатов в резерв высших управленческих кадров, находящихся под патронажем Президента Российской Федерации. Данная технология применяется также при проведении конкурсов в федеральных органах власти, конкурса "Лидеры России" и др.

Технология разработана, научно-обоснована и апробирована Факультетом оценки и развития управленческих кадров Высшей школы государственного управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС). Разработанная модель личностно-профессиональной диагностики включает в себя комплексную систему выявления ключевых ресурсов человека (автор модели – доктор психологических наук, профессор Ю.В. Синягин). Подчеркивание термина «ресурсы» в корне отличает данный подход от аналогов, базирующихся на принципе дефицитарности – виде диагностики, направленной на выявление слабых сторон человека. Ресурсный подход, напротив, направлен на выявление сильных сторон тестируемого. Соответственно, применение ресурсного подхода позволяет «увидеть» различные варианты применения разнообразных талантов человека.

В рамках сотрудничества Дагестанского кадрового центра и Факультета оценки и развития управленческих кадров ВШГУ РАНХиГС данная технология оценки внедряется в практику нашего региона. Впервые подобную оценку в Дагестане прошли претенденты в резерв управленческих кадров в 2023 году.

Ресурсный подход предполагает широкий арсенал современных кадровых технологий, применяемых в личностно-профессиональной диагностике, синергетически обогащен авторскими разработками глубинного биографического анализа. Возможность оценить многогранность индивидуальных особенностей руководителя предусматривает использование комплексного инструментария, который включает в себя тестовые методики, глубинное интервью, интернет-анализ, видеопрезентацию, специализированные творческие задания и тому подобные методики.  Вариативность технологии позволяет адаптировать ее под задачи разной направленности и разного масштаба: от экспресс-оценки управленческого потенциала будущих специалистов до личностно-профессионального мониторинга развития управленцев. Личностно-профессиональный подход также может быть эффективно применен для оценки управленческой команды, выявления потенциала во взаимодействии руководителя и подчиненных.

Личностно-профессиональный характер диагностики отличает ее от сугубо профессиональной (профессиональное тестирование) и исключительно личностной (психологической). Личностно-профессиональная диагностика рассматривает личностные ресурсы человека в контексте его профессиональной деятельности, а не взятые абстрактно, как это происходит при психологическом тестировании. Таким образом, личностно-профессиональная диагностика позволяет получать более валидные результаты при тестировании руководителей, нежели психологические методы, поскольку учитывается специфика управленческой деятельности, ее место и роль в жизни руководителя. Также важным отличием от других видов диагностики выступает и используемая в рамках личностно-профессиональной диагностики модель диагностических критериев, не только включающая в себя «знаниевый» и «навыковый» компоненты, но и ориентированная на оценку управленческой идеологии, ценностных ориентиров и отражающая силу личности руководителя.

Можно выделить следующие ключевые особенности личностно-ориентированного подхода:

  1. личностно-профессиональная диагностика, детерминированная ресурсным подходом, призвана выявить у человека его ключевые, наиболее сильные ресурсы, которые при правильном их использовании могут не только способствовать повышению эффективности деятельности, но и нивелировать и компенсировать недостаток иных его качеств;

  2. личностно-профессиональная диагностика построена на принципе «учета контекста ситуации». Любые ресурсы руководителя в зависимости от контекста могут как способствовать повышению эффективности деятельности, так и выступать возможной зоной риска;

  3. развивающий характер личностно-профессиональной диагностики отличается от сугубо отборочного и оценивающего характера большинства аналогичных инструментов и подразумевает активное вовлечение тестируемого в процесс диагностики. Специфика методик в рамках личностно-профессиональной диагностики заключается в том, что перед тестируемым ставится осмысленная задача, зачастую предполагающая работу по рефлексии собственного профессионального и личностного опыта, поиска факторов повышения собственной эффективности;

  4. применяемые в диагностике методы не носят формата «жесткого взаимодействия». Напротив, личностно-профессиональная диагностика предполагает доверительную атмосферу взаимодействия с человеком. Данный подход, как показывает практика, сам по себе носит развивающий характер и способствует осознанию человеком своих особенностей, ранее ему невидимых.

Система оценки ведущих мотивов, ценностей и смыслов позволяет составить более грамотную и полную характеристику человека, нежели просто выявление профессионального опыта и приобретенных компетенций. В рамках личностно-профессиональной диагностики становится возможным выявление стратегической жизненной идеи руководителя, понимаемой как основной ориентир, подчиняющий себе все ресурсы человека. Возможность «подобраться» к подобным высокоуровневым конструктам существует только в рамках ресурсного подхода, предполагающего как высокий уровень доверия между тестируемым и тестирующим, так и осмысленную направленность процесса диагностики, стимулирующего внутренний поиск тестируемого.

Таким образом оценка личностно-профессиональных ресурсов кандидатов позволит определить уровень управленческого потенциала, вектор дальнейшего карьерного развития, а также степень готовности занимать конкретную управленческую должность.