Мы работаем над созданием и развитием эффективной системы дополнительного профессионального образования в Республике Дагестан
От знания к свободе: жизнь по принципу 3L

Проректор по финансам и развитию бизнеса Московской школы управления СКОЛКОВО Александр Ким предлагает взглянуть на lifelong learning как на образ жизни, а не только драйвер карьерных изменений.

В эпоху промышленных революций XVIII–XX веков человек в течение жизни мог наблюдать разительную смену материального пейзажа вокруг: дилижансы сменялись железнодорожными составами, кареты и коляски — автомобилями, в домах появлялись газ и электричество. Индустриализация сопровождалась сменой парадигмы общественного развития, которая не могла не отразиться на структуре общества и массовой психологии.

Для человека Нового времени, из которого вырос человек XIX века, это был шок: столетиями жизнь складывалась так, что внуки рождались и проживали всю свою жизнь в обстановке, минимально отличающейся от обстановки их дедов и прадедов, кроме разве что некоторых внешних атрибутов. А тут что ни год — то перемена.

Однако с точки зрения социальной инициации и в XVIII–XIX веках, и многие столетия до этого жизнь укладывалась в так называемую однопиковую концепцию: человек получал необходимые навыки и знания, будь то в рамках академического процесса или менее формального домашнего обучения, а затем реализовывал их на профессиональном поприще в установившихся за века структурах (цехах, гильдиях, армии, флоте, государственном аппарате, крестьянской общине и так далее).

Классовая структура общества накладывала множество ограничений, но в целом — от представителей аристократии до крестьян и городских мещан — процесс в том или ином виде укладывался в эту парадигму. Знания, полученные до двадцати пяти — тридцати лет, кормили человека всю жизнь. Правда, и сама жизнь была много короче — в Средние века в Европе жили в среднем едва ли больше сорока лет, так что «всю жизнь» может прозвучать издевательски. И тем не менее.

Кардинально иная ситуация сложилась в постиндустриальном обществе, где с колоссальной скоростью меняется не только материальный мир, но и сами основы жизни людей на всей планете. Никогда еще в истории мир не был настолько связан информационно и логистически, никогда экономика не развивалась настолько быстрыми темпами, популяция людей не умножалась на порядок за такой короткий исторический отрезок.

В условиях настолько радикальных изменений стало едва ли возможно эксплуатировать один и тот же набор знаний для успеха в профессии и жизни в целом. Парадигма «одна жизнь — одна профессия — одна работа» устарела. В наше время приходится постоянно актуализировать полученный багаж, расширять знания в своей области и идти в смежные и не очень отрасли, добиваясь конвергенции знаний.

Именно такой подход мы исповедуем в Московской школе управления СКОЛКОВО. Мы убеждены, что лучшие инвестиции — это инвестиции в свое образование. И в экономическом — это позволяет повышать конкурентоспособность на рынке труда, и, если хотите, в экзистенциальном смысле. Сделать познание одной из целей своей жизни — чем не высокая цель?

Согласно исследованию Института немецкой экономики в Кельне, есть прямая зависимость между удовлетворенностью жизнью и уровнем образования, правда, до определенного предела. Специалисты с крайне высоким уровнем образования, вероятно, вследствие столь же высоких ожиданий от жизни и трудностей с поиском достойной работы, в среднем ощущают себя менее счастливыми, чем их менее квалифицированные сограждане. Но если не брать экстремальные примеры, зависимость очевидна.

Научно установлена корреляция между уровнем образования, интеллектуальной активности и риском развития различных возрастных заболеваний. Как установили ученые Йоркского университета, нейропластичность стимулируют многие виды деятельности, из которых самым доступным можно назвать использование языка. А если в течение дня разговаривать и читать не на одном, а на нескольких языках, можно отсрочить как минимум на несколько лет манифестацию болезни Альцгеймера. Все за счет непрекращающегося формирования нейронных связей.

Билингвы — люди, одинаково хорошо владеющие двумя языками, — с этой точки зрения находятся в выигрышном положении, однако даже несовершенное знание иностранного языка при условии его методичного изучения и использования способно сделать нашу жизнь и более осмысленной, и более качественной, и более продолжительной. Это лишь один из примеров: дело не в конкретной области знаний, а в необходимости постоянно расширять кругозор, узнавать, учиться чему-то новому. Любопытные живут дольше и лучше.

Разумеется, Московская школа управления СКОЛКОВО — не единственное в России место, где исповедуют такой подход, но факт в том, что здесь человек, которому близки принципы 3L, с большой вероятностью встретит единомышленников, погрузится в атмосферу погони за знаниями, увидит, что образование сейчас — это не только бакалавриат/магистратура, специалитет, аспирантура и традиционные бизнес-курсы.

Образование в СКОЛКОВО — это выбор человека, оно построено на возможности выбора именно тех областей знаний и навыков, которые необходимы, а сейчас мы идем к тому, чтобы учащийся сам формировал свою траекторию обучения — словно конструктор Lego. Вариативность — один из ключевых принципов.

Второй принцип — непрерывность. Мы движемся в направлении, чтобы человек, впервые попав в Школу еще подростком, мог оставаться в нашей орбите годы и десятилетия, зная: в СКОЛКОВО он всегда может актуализировать багаж знаний, дать новый импульс своему развитию.

Вообще, традиционно основу портфеля Школы составляют продукты для аудитории двадцати пяти — сорока лет, уже имеющей управленческий опыт, но в последние годы активно развиваются программы для молодых профессионалов и школьников. Успешно запущены программа CDTO, развивающая компетенции руководителей, которые отвечают за цифровую трансформацию, и совместная с МТС программа MOOVE для выпускников бакалавриата. Есть карьерный навигатор для ребят тринадцати–шестнадцати лет. Управленческое образование стремительно молодеет.

Третий наш принцип — конвергенция знаний через нетворкинг. Еще на заре онлайн-образования была популярна точка зрения, что с широким внедрением интернет-технологий очное обучение сойдет на нет, просто как атавизм. Чем-то напоминает распространенную некогда позицию, что с приходом интернета исчезнет телевидение. А с приходом телевидения исчезнет радио. А с приходом радио… В общем, что-то постоянно должно исчезать — но пока мы окончательно не ушли в виртуальный мир, живое общение с человеком будет всегда в цене.

Ведь получение очного образования в любой институции — особенно если это школа управления — сводится не только и не столько к впитыванию определенного массива знаний и навыков. Большую роль играет и личный фактор: при очной форме обучения (хотя возможны и онлайн-форматы) можно познакомиться с людьми, возможно, чем-то на вас не похожими, но точно похожими интересами и стремлениями.

Дружеские связи, установившиеся в школьные и университетские времена, — самые крепкие. Не просто так в Великобритании возникло явление old boys' network, хотя у него есть четкий социально-исторический окрас.

Необязательно даже становиться друзьями. Сам факт совместного обучения так или иначе провоцирует взаимодействие и обогащает. Группа или курс точно будет разноплановой с социальной и профессиональной точек зрения: с одной стороны, среди студентов могут быть уже состоявшиеся генеральные директора, с другой — молодые предприниматели, представители разных профессиональных сфер. Но при этом будет гомогенность с точки зрения интереса к развитию, обучению и стремлению к чему-то большему, что гарантированно повышает вероятность той самой конвергенции знаний.

Окунуться в новую среду, обогатиться — и затем оглянуть свой привычный мир новым взглядом. Это может быть особенно актуально в наше время информационных пузырей, когда социальные сети в своих целях подсовывают нам только те точки зрения, с которыми мы с большей вероятностью согласимся. Способствует ли такая информационная атака свободе мысли? Едва ли. Скорее, наоборот.

В конечном счете реализация принципа 3L способна повысить качество жизни отдельного человека: более глубокие знания об окружающем мире и себе коррелируют с более высоким социальным положением, более высоким доходом и более осмысленным существованием в целом. Но не только: в масштабах общества lifelong learning способствует более эффективному управлению, более этичному отношению к окружающей среде (набирающие ныне популярность ESG-принципы) и, в конце концов, более человечным отношениям между людьми.

Неважно, учите ли вы по YouTube-урокам иностранный язык, самостоятельно изучаете токарное дело или идете на курс Executive MBA — пусть Semper in motu будет вашим девизом.