Мы работаем над созданием и развитием эффективной системы дополнительного профессионального образования в Республике Дагестан
"Служебная этика на госслужбе"

Аннотация

В процессе изучения дисциплины слушатели программы познакомятся с приоритетами международной и российской политики в сфере публичной добропорядочности, рассмотрят особенности и закономерности формирования института публичной этики, а также содержание принципов и норм служебной этики и этикета.

Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Представить приоритеты международной и российской политики в сфере публичной добропорядочности;
  • Раскрыть особенности и закономерности формирования института публичной этики;
  • Рассмотреть содержание принципов и норм служебной этики и этикета, закрепленных в этических кодексах служебного поведения;
  • Сформировать навыки применения этических и этикетных норм в служебных отношениях;
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать приоритеты международной и национальной политики в сфере служебной этики и добропорядочности;
  • Понимать роль административных парадигм в эволюции института служебной этики;
  • Знать особенности и закономерности формирования института публичной этики;
  • Знать требования к служебному поведению государственных гражданских служащих, принципы и нормы служебной этики и этикета;
  • Владеть навыками применения этических норм в общественных отношениях;
  • Владеть навыками применения этикетных правил на государственной службе;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Международная политика в сфере публичной этики
    Общественное доверие и эффективность государственной службы как вызовы международной политики в сфере служебной этики. Основные акты международных организаций (ООН, ОЭСР) в сфере служебной этики. Система и принципы публичной добропорядочности, рекомендуемые ОЭСР. Модели зрелости публичной добропорядочности. Имплементация и реализация международных принципов публичной добропорядочности в Российской Федерации.
  • Тема 2. Административные парадигмы и служебная этика
    Кризисы государственной службы и административные парадигмы Административные парадигмы (теория идеального государства, New Public Management, Good Governance) в формировании принципов и норм служебной этики. Теории общественного интереса и частного интереса как критерии оценки практической реализации парадигм и формирования института служебной этики.
  • Тема 3. Специфика формирования института этики государственной службы
    Понятие профессиональной культуры. Соотношение профессиональной культуры и служебной этики. Право, этика, этикет. Механизм формирования этики государственной службы: кодификация этических норм; отражение этических норм в сознании государственных служащих; применение этических норм в поведении служащих; контроль за применением этических норм; применение санкций за нарушение этических норм; обобщение практики применения этических норм. Виды этических кодексов в государственном управлении: единые (общие); учитывающие специфику политической деятельности; учитывающие специфику сфер деятельности; учитывающие специфику должностей разного уровня. Механизм применения этических норм в поведении служащих. Традиционные, целе-рациональные, ценностно-рациональные и аффективные решения государственных служащих как внешнее проявление степени осознанности этических норм. Виды контроля за применением этических норм.
  • Тема 4. Требования к государственному служащему и служебному поведению. Принципы служебной этики
    Требования к служебному поведению гражданского служащего. Запреты и ограничения, связанные с гражданской службой. Основные этические принципы поведения государственных служащих: служение государству, служение общественным интересам, уважение к личности, законность, лояльность к государству и общественным интересам, политическая нейтральность. Этика отношений руководитель-подчиненный. Этика горизонтальных отношений служащий-служащий. Требования служебного этикета к рабочему месту государственного служащего. Требования служебного этикета к внешнему виду и одежде государственного служащего. Речевой этикет.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • Самостоятельные работы, домашние задания
  • Эссе

Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)

Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Бюрократия для ХХI века? Модели государственной службы : Россия, США, Англия, Австралия, Оболонский, А. В., 2002
  • Савинков В. И., Бакланов П. А. - ЭТИКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В СХЕМАХ. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 148с. - ISBN: 978-5-534-08997-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/etika-gosudarstvennoy-sluzhby-v-shemah-455143
  • Состояние и направления реформ российского госуправления. Препринт WP8/2017/03, Барабашев, А. Г., 2017

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Совершенствование публичного управления в России. Вып. 6: ., , 2012